Телефоны:

+375 17 360-10-35

+375 29 750-04-15

Консультант

+375 17 360-10-35

+375 29 750-04-15

info@proweb.by

Всё о SWOT-анализе

SWOT-анализ не нужен.

Ну, или лучше сказать так: это не явление первой необходимости. Когда вы планируете или запускаете бизнес, когда бизнес уже существует, когда все идет не так, как задумано, когда вы не знаете или — тем более! — знаете, с чего начать... В таких случаях обычно кажется, что SWOT-анализ это лишнее, потому что он требует дополнительных затрат.

Однако для умного бизнесмена, который не привык полагаться на случай и стремится  держать ситуацию под контролем, продумывая все до мелочей, метод SWOT-анализа — настоящее сокровище. С которым, впрочем, нужно уметь обращаться.

Что такое SWOT-анализ?

И что вообще значит это странное слово — SWOT?

Эта аббревиатура, которая показывает, что у каждого бизнеса есть:

  • Strengths — сила;
  • Weaknesses — слабости;
  • Opportunities — возможности;
  • Threats — угрозы.

В этом весь секрет и вся сложность. Суть методики заключается в том, чтобы взглянуть на свой бизнес со стороны, даже с разных сторон, увидеть его так, как видит клиент, партнер, конкурент, заказчик. Для этого нужны не только знания, но и ум, фантазия, эмпатия, критическое мышление. SWOT-анализ — это работа для художников и ученых.

Как его провести?

Шаг 1

Начнем с простого. Для старта понадобится всего ничего — табличка следующего вида:

Факторы

Позитивные

Негативные

Внутренние

Сильные стороны

Слабые стороны

Внешние

Возможности

Угрозы


Она наглядно демонстрирует, что именно в бизнесе зависит от вас (внутренние факторы), а что вам не подчиняется (факторы внешние). Первые из них можно изменить, под вторые придется приспосабливаться. Кроме того, в таблице хорошо просматриваются сильные стороны SWOT-анализа — то, в чем вы лучше конкурентов, чем можете привлечь партнеров и заказчиков. Слабые  стороны SWOT-анализа показывают, над чем придется поработать, если вы хотите развить свой бизнес.

Шаг 2

Когда таблица начерчена, нужно ее заполнить.

Делать это лучше совместно с бизнес-командой. Можно справиться и в одиночку, но, как известно, две головы лучше одной.

Лучший способ получить максимальный эффект — это мозговой штурм. «Брейнсторм» давно уже показал свою эффективность в европейском и американском бизнесе, у нас он пока приживается не так хорошо. На таких мероприятиях каждый член команды озвучивает любые идеи по теме, которые приходят в голову. Не стоит критически их оценивать, важно собрать информацию и занести ее в список, даже если сейчас она кажется бесполезной и абсурдной.

SWOT-анализ: примеры вопросов

Чтобы облегчить жизнь себе и членам команды, заранее составьте список вопросов для мозгового штурма. Вот несколько примеров, которые могут вам помочь.

Чтобы выявить сильные стороны, спросите:

  • в чем мы хороши?
  • что мы делаем лучше других?
  • что мы делаем не так, как другие?
  • за что нас любят?
  • какие ресурсы у нас есть?

Чтобы выявить слабости, подумайте:

  • в чем мы хуже?
  • что конкуренты делают лучше нас?
  • чем недовольны наши клиенты?
  • что сдерживает наше развитие?
  • чего нам не хватает?

Для определения возможностей поговорите о том

  • какие тенденции рынка для нас благоприятны?
  • что в экономике повлияет на нас позитивно?
  • какие новшества становятся для нас доступны?
  • какие дополнительные ресурсы можно подключить?
  • какие возможности еще не рассматривались?

И, наконец, порассуждайте об угрозах, а именно:

  • кто наш конкурент?
  • уменьшается ли объем нашего рынка?
  • какие негативные тенденции существуют в нашей отрасли?
  • надежен ли наш производитель?
  • достаточно ли у нас бизнес-партнеров?

Воспользовавшись этими вопросами для примера и добавив к ним свои собственные, ориентированную на специфику вашего бизнеса и бренда, вы сможете выявить силы и слабости, а заодно научитесь по-новому смотреть на свой бизнес и, возможно, получите полезные инсайты. 

Шаг 3

Пришло время критического мышления.

Важно понимать: даже если все собранные сведения окажутся полезными, работать над всем и сразу вы не можете. Цель SWOT-анализа — найти основные точки развития, на которые в дальнейшем вы будете опираться.

Попросите членов команды выбрать в каждой колонке наиболее важные позиции (или выберите сами, если работаете в одиночку). Не бойтесь сокращать: если не сделать этого сейчас, жизнь внесет свои коррективы и заставит вас отказаться от какого-нибудь запланированного действия в самое неподходящее время. Поэтому расходуйте силы и средства экономно и концентрируйтесь на важном.

Одно «но»: сокращая, не выбросьте важное. Как это определить? Перед каждым вычеркиванием (или невычеркиванием) пункта из списка спросите себя и коллег: насколько фактор значим и вероятен? Например, вы получаете львиную долю дохода от одного и того же клиента. Значим ли этот фактор? Да. Возможно ли потерять клиента? Это предстоит определить вашей команде.

Важно: те идеи, которые не вошли в перечень основных, ни в коем случае не стоит отбрасывать. Сохраните все списки: пройдет какое-то время, и они помогут вам понять, насколько вы продвинулись на пути развития, какие дополнительные задачи решились вместе с решением основных и вообще — в каком направлении вы идете.

Шаг 4

Итоговая стратегия.

Самый сложный и важный этап, от которого зависит, возможно, судьба вашего бизнеса. Метод SWOT-анализа говорит: мало просто собрать сведения, нужно уметь ими воспользоваться. Из краткой выжимки из важнейших фактов, внимательного их изучения, знаний каждого члена команды и их наблюдений рождается величайшая ценность: стратегия развития бизнеса.

Создание первоклассной стратегии, работающей безотказно, — это, конечно, очень сложно. Даже опытные специалисты, такие как аналитики студии ProWeb, тратят немало сил и изучают массу информации прежде, чем предложить действительно хороший план развития. Если вы действуете самостоятельно и занимаетесь стратегическим планированием в первый раз — скорее всего, на разработку плана уйдет много дней или даже недель, а результат придется дошлифовывать по мере его применения.

Тем, кто решил разработать собственную стратегию без помощи специалиста, аналитики  ProWeb рекомендуют: ваш план должен быть максимально простым, чтобы вы сами не запутались в процессе его реализации. Воспользуйтесь естественным ходом событий и просто скорректируйте его, вместо того чтобы ломать ситуацию и пытаться выстроить нечто новое.

Самое лучшее — это естественность. Не добавляйте лишних элементов, не нагромождайте их один на другой. Оперируйте тем, что у вас есть. Используйте ваши сильные стороны, чтобы исключить или уравновесить слабые. Раскрывая возможности, думайте о том, как они помогут снизить риски. И главное — у всего, даже у слабостей, есть оборотная сторона медали. Цены на ваш товар выше среднего? Сделайте упор на то, что за такую стоимость  клиент получает более высокое качество. Доставка товара долгая? Упомяните о том, что изделие идет из другой страны — это эксклюзив. Важно не замалчивать минусы, а избавиться от них, либо, если это невозможно, перекрыть их преимуществами. А грамотно проведенный SWOT-анализ станет на этом пути прекрасным помощником.

Тема: запросить дополнительную информацию Тема: Заказать услугу «Всё о SWOT-анализе»

Мы свяжемся с вами в течении следующего рабочего дня

Опишите ваши пожелания
Прикрепить файл